Windows media crack
Reget keygen
Acronis disk director rus
Converter pdf crack
Origin rus
Disciples 3 crack

Font Size

Cpanel

Идеология нравственности и конституция

 

Юнацкевич Пётр Иванович, доктор педагогических наук

 

«Достойная существования человека цель - стать нравственным. На пути к ней он неизбежно найдет смысл жизни. Государство должно помочь человеку идти этим нелегким путем».

 

 

       Сегодня нет недостатка в публикациях, поясняющих причины поразившего нашу страну системного кризиса и указывающих на виноватых. Только ленивый не критикует существующее положение. Предлагаются и пути выхода. К сожалению, большинство из них попросту не конструктивны или ведут в тупик. В последнее время заговорили о «нематериальных активах» - общественной нравственности и морали. Эксперты сетуют на отсутствие идеологии, понятной и принимаемой большинством населения. С этим нельзя не согласится. Следует отметить, что не только российский, но и общецивилизационный кризис теснейшим образом связан с идеологией.

 

       Посмотрим внимательнее, что пришло на смену коммунистической идеологии, что стало с нашими привычными ценностями, приблизились ли мы к декларируемым «общечеловеческим ценностям». Сегодня в мире, в том числе и в нашей стране, практически признается плюрализм идеологий. В российской конституции записано: ст. 13. п. 1. «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие». Многочисленными «философами» идеологии различаются на прогрессивные и консервативные, развитие описывается в понятиях «прошлое» и «будущее», причем последнее декларируется как «светлое», хотя и не «безоблачное».

Из проблемного поля современного самопонимания парадоксальным образом исключается «настоящее». Оно оказывается не «прошлым» и не «будущим», а одновременно и тем и другим. Современность  «выпадает» из рассмотрения. Однако проблемы человеческой цивилизации существуют здесь и сейчас. Необходимо ясно осознать, что заниматься нужно именно «повседневностью», ибо от нее и зависит «светлое будущее». Что же творится «сегодня»?

Анализ «повседневности», «потерянного сегодня» показывает господство антигуманных идеологий.  Они широко не обсуждаются, маскируются словоблудием различных философских и социологических школ. Вокруг этих «идеологий» созданы как бы «запретные зоны», они табуированы, о них не принято говорить.  Объявлено даже о «конце идеологии». Но наступил конец утопических идеологий, а на самом деле, по умолчанию (вернее по замалчиванию), так сказать, «по ту сторону  добра и зла» в мире действует одна идеология – идеология «обогащения любой ценой». Единственная, но многоликая и агрессивная идеология «набивания кармана» фактически захватила мир. Все беды современности, включая терроризм, - суть прямые следствия этой безнравственной идеологи. Особый цинизм ее практической реализации мы видим сегодня в России. Крах коммунистической идеологии  и фактическое принятие навязанной нам «мировой идеологии» привело к глобальному системному кризису. Случилась великая «монетизация» нравственности.

Право на «безнравственность» оказалось закрепленным в законах. Появилась якобы законно приобретенная, по сути «безнравственная» частная собственность.

В нравственном плане «низы» и «верхи» оказались примерно одинаковыми: развращены воровством и бесконтрольностью, попустительством и безответственностью, приучены к неприглядным формам поведения.

На общественной сцене появились многочисленные «эталоны безнравственности», декларирующие высокие моральные устремления, патриотизм и заботу о народе, сочетающие  высокое общественное положение  и неприкрытый цинизм реального экономического (материального) поведения. Многочисленные «умственно скромные и до женского полу весьма прилежные»  интеллектуалы завсегда оправдывали в глазах общественности их постоянные «сделки с совестью». Главным принципом управления  на всех уровнях государственного аппарата стал сговор. Вера большинства в торжество разума и справедливости, в «завтрашний день» оказалась подорванной.

Сегодня «Элита», имеющая массу общих «подлых» черт с народом, но гораздо менее нравственная и моральная, более изощренная и знающая массу способов сравнительно честного «отъема», присвоения и перераспределения остатков общественного достояния, постоянно «обыгрывает» народ, ведет нужную только ей политику. Народ «глубоко удовлетворен» такой политикой, однако терпит и будет терпеть несправедливость, пока его не сильно прижимают налогами и прочими строгостями («завинчивание гаек»), пока еще  «есть что есть». Только полный крах экономики  может вызвать «русский бунт», но в сложившихся конъюнктурных ценовых условиях он если и случиться, то «запад нам поможет».

 При таком  векторе развития Россия и далее будет агонизировать, сохраняя и слегка переделывая режим, представленный смесью авторитаризма и формальных демократических процедур.  «Ветви власти» сохранят свое декоративное предназначение на засыхающем древе Российской государственности. В недалеком будущем это гибнущее растение повалят, распилят на дрова и сожгут для собственного обогрева наши добрые  «друзья-дровосеки».  

Вот что в итоге мы получили от плюрализма идеологий, от «идеологического многообразия». Иначе как «идеологическим безобразием» назвать это нельзя!

Как спасти чудо-дерево? Может, пересадить его на почву народной нравственности, удалить паразитов и плохо пахнущие плоды экономических преобразований? Нужна новая идеология?   

Обсуждаемая проблема очень сложна. Постараемся далее дать краткое, без «наукообразия» и заумных правдоподобных рассуждений, описание предлагаемого пути выхода их «идеологического» кризиса.

        Многим ученым, кто профессионально занимался системной и геостратегической проблематикой, было всегда ясно, что без идеи, без идеологии никакая власть, никакая политика не может быть эффективной. Еще в 1989-1992 г.г. нами были  выполнены работы, где проанализированы некоторые системообразующие идеи (в том числе и «национальная», признанная негодной в наших условиях), которые могли быть положены в основу актуальной идеологии. Потом была принята  «деидеологизированная» конституция и в случившейся тотальной «демократической» эйфории говорить об этом стало бессмысленно. Либеральный  эксперимент в очень короткий срок отчетливо показал: наш народ не принял и не собирается принимать «общечеловеческую» идеологию обогащения любой ценой. Чем заменить ее?

      Человеку в дегуманизированной, враждебной среде, сформированной антигуманной идеологией «набивания карманов»,  необходимы нравственные ориентиры.

Большинство нуждается в простой и понятной истине, близкой и достижимой цели. Эта «истина – цель» находится рядом. Она интуитивно ясна и близка каждому человеку. Имя ей - «нравственность». Именно нравственность является имманентно присущей и принципиально не отчуждаемой собственностью человека.

      Нравственный закон мы чувствуем в глубине нашего сознания. Он должен быть признан врожденным в самую природу человека, независимо от того, есть ли человек плод творения или продукт некоей самоорганизации материи. Об этом говорит несомненная всеобщность в Человечестве понятий о нравственности.

Лишним свидетельством того, что такая, казалось бы, абстрактная категория как нравственность, существует объективно и, более того, поддается измерению, служит то, что человек до сих пор не исчез как род. Все частные законы и общественные соглашения,  имеют силу именно потому, что покоятся на нравственных принципах. Если законы попирают эти принципы, люди все равно  поступают в соответствии с принципами, порождая преступность.

Для различных культур характерны различные представления о морали и нравственности. Можно даже отрицать мораль, но не нравственность, присущую «генетически» обычным жизненным отношениям. В противном случае придется искать убежища в самоубийстве.

Даже нигилист, человек отрицающий мораль, никогда не отрицает нравственность именно для обеспечения своего выживания. Без «нравственности» человеческое общество уже не будет человеческим. 

Общий принцип нравственности состоит в том, чтобы субъект не нарушал естественных прав другого субъекта и стабильность окружающей среды (общества).

По вопросу о том, что есть нравственно, а что безнравственно, можно сказать, что каждая, действительно нравственная, норма нашла бы одобрение со стороны всех затрагиваемых ею лиц, если бы они могли принять участие в каком либо практическом ее обсуждении, дискурсе.

Обратимся еще раз к основному закону страны. Действующая Конституция Российской Федерации задает базовые принципы взаимоотношения государства и граждан, власти и общества. В нынешней редакции основного закона декларировано, с одной стороны, - построение социального государства, с другой - примат частной собственности, полная либерализация социально-экономической жизни.

В первом случае основной целью и ценностью объявляется всеобщее благо, во втором - приоритетом является, по сути, личная выгода.

В обоих случаях гарантируется защита со стороны государства.

Это ключевое, фундаментальное противоречие не может быть преодолено в рамках существующей парадигмы материальной цивилизации, цивилизации массового, безудержного потребления и жестокой «борьбы за материю».

Оно лежит в основании сегодняшнего мирового системного цивилизационного кризиса, войн и социальной нестабильности. Фактически господствующая «идеология безнравственности»,  поразившая мир «монетизация нравов», выступают в качестве глубинной причины этого противоречия, характерного для большинства основных законов (конституций) государств планеты.

В этой ситуации говорить всерьез о каком-то «всеобщем благе», социальном государстве - абсурд, бессмысленность и заведомая ложь. Примирить непримиримое пытаются все без исключения политические силы, партии, как будто бы, не видя принципиальной недостижимости декларируемых целей.

Как устранить вопиющее противоречие?

Как сделать цели государства и гражданина, общества и власти совпадающими? Здесь-то и приходит на помощь категория нравственности!

Для преодоления выше указанного ключевого противоречия между безнравственным материальным поведением субъектов и декларируемой целью - достижение всеобщего блага - необходимо принципиально скорректировать цель государства, объявив верховным приоритетом - приоритет нравственности.

Это изменение должно найти отражение в Основном законе - Конституции страны, сделав ее буквально нравственным законом жизни общества.

Построение общества нравственности и социальной справедливости должно быть заявлено как цель, а воспитание нравственности граждан - как средство достижения этой цели.

Приоритет нравственности, общего блага над другими целями индивидов государство должно обеспечить формированием и проведением в жизнь идеологии нравственности, пропагандой очевидных преимуществ нравственного пути.

Частной собственностью Человека может быть лишь то, что создано Человеком, людьми, а не природой («высшими силами», Богом). Только нравственно приобретенная частная собственность - священна.

Таким образом, основное противоречие между общим благом и личной выгодой - снято!

Идея нравственного пути должна преподноситься как цель, которой каждый может достигнуть  «буквально завтра», - все зависит лично от него, стоит только захотеть и проявить волю.

Замена примитивных материальных устремлений дезориентированного большинства, выдвижение на первый план нравственности, возможна путем спонтанного, индивидуального осознания объективной необходимости нравственного поведения, либо путем внешних воспитательных воздействий, - так сказать, - «нравственных инвестиций» в человеческий капитал.

Принуждение к нравственности - в высшей степени нравственнои неизбежно на пути к построению общества социальной справедливости.

Объявить о необходимости изменения Основного закона может либо оппозиция, либо легитимно избранный и осуществляющий властные полномочия лидер.

Можно говорить о принципиально новом подходе к преодолению системного цивилизационного кризиса, как в отдельной стране, так и в мировом масштабе.

Нравственный идеал, воспитание нравственных граждан, построение нравственной экономики и нравственного государства - есть сегодня единственная действительно общая цель гражданина и государства.

Оппозиции, открыто выступающей против предлагаемого нравственного пути, - не может быть в принципе.

Все, кто против - безнравственные люди, нуждающиеся в «нравственных инвестициях» (формы их могут быть различными).

Легитимный лидер, провозгласивший о примате нравственности и примате нравственного пути, - не может быть безнравственным по определению,не  зависимо от его личностных свойств и объективной нравственности.

Главное, - чтобы его дальнейшее поведение было нравственным в глазах общественности.

Проводимая им политика, таким образом, - является единственно верной и корректируется лишь на тактическом уровне.

Удержание власти осуществляется хорошо известными приемами. Процедуры перераспределения властных полномочий, преемственности власти, могут проектироваться исходя из соображений  нравственности и деловой целесообразности; здесь не трудно предложить широкий диапазон решений.

Предлагаемая идеология нравственности, являющаяся, по сути, надпартийной, действительно объединяющей общечеловеческой, дает возможность без привлечения двухпартийной или многопартийной системы легко обеспечивать кадровое обновление властных структур. Впрочем, не исключается создание партии «Народной нравственности», членами которой могут быть граждане любых стран, вероисповеданий и национальностей. Это и есть подлинный «нравственный  интернационал».

Безнравственные и недостаточно квалифицированные функционеры (что тоже безнравственно) легко идентифицируются и удаляются из властных структур. Опасение быть уличенными в безнравственности будет способствовать внутренней мобилизации аппарата власти, и, значит, - повышению общей эффективности государственного управления. Это позволит, наконец, избавиться от бездарных и алчных, говоря словами А.Райкина, «член-коров, коров и корешей», заполонивших властные структуры, никогда и ни за что не несущих никакой ответственности, решить проблему коррупции всех ветвей власти. 

Здесь также можно предложить различные процедуры дисквалификации: от выражения определенным образом общественного порицания, недоверия, - до нравственного суда или уголовного преследования.

Принуждая к нравственному поведению на всех уровнях управления, власть будет способствовать развитию самой себя в нравственном плане.Это  обеспечит ее необратимое сближение с народом,  сделает действительно демократической, т.е. порождаемой и осуществляемой гражданами.  Таким образом, будет запущен механизм «нравственной самоорганизации»  власти и осуществляющих ее субъектов. Только такая «нравственная власть» сможет воплощать в жизнь созидательные общественные проекты.

Безнравственные субъекты будут вынуждены «притвориться» нравственными, хотя бы прилюдно демонстрировать нравственное поведение. Сегодня даже такая «неискренняя» нравственность лучше проявляемой на каждом шагу воинствующей безнравственности. Завтра – сформируется привычка поступать нравственно, а послезавтра – появится поколение действительно нравственных людей.

Здоровый, мобилизующий стресс субъекта, возникающий  из-за опасения совершить безнравственный в глазах окружающих поступок, естественно, порождает эмоцию страха, но страха не репрессий, а совершенно иного рода - перед общественным мнением (страх, как известно, для большинства - единственный источник трудового энтузиазма и «правильного» поведения). Работать плохо, «спустя рукава» - безнравственно. Таким образом, будет обеспечено резкое повышение производительности труда во всех сферах: от науки до материального производства. Именно такой нравственный фундамент необходим России.  Строить его должно государство!

Влиятельные либеральные круги должны осознать, что это нужно, прежде всего, бизнесу, а не оппонировать, приводя аргументы типа: «тоталитаризм», «сталинизм», «угнетение»,…. лишь только речь заходит о проведении хоть какой-то внятной государственной политики  в области общественных нравов, в области «идеологии».

Действительно, надо ясно отдавать себе отчет, что безудержное нравственное обличение («нравственный трибунал») и поиск справедливости носит репрессивный оттенок, может в крайнем, доведенном до абсурда случае, привести к конфликтам и «диктатуре нравственности», произволу и угнетению личности. Впрочем, к еще большему угнетению, вплоть до голодной смерти, может привести и доведенный до абсурда «свободный рынок» и тоталитарный по своей природе олигархический капитало-феодализм, построенный у нас сегодня.

Именно поэтому при вступлении общества на нравственный путь необходимы процедуры, не допускающие  тоталитарного развития ситуации.Сегодня понятны принципы и технологии создания таких процедур. Здесь лишь кратко заметим, что они могут базироваться на идее достижения согласия в процессе определенным образом организованного интерсубъектного диалога (дискурса), различных «теориях справедливости» и тому подобное. Но все предполагают решение практических вопросов посредством рациональных обсуждений и аргументов, признание «Другого» и даже «Чужого», с которым необходимо жить в согласии, изучение «Своего» как «Чужого», а «Чужого» как «Своего», исключают захват «Чужого» и растворение его в «Своем» и т.п.

Дело за практической разработкой таких диалоговых, консенсусных процедур и их законодательным закреплением. Не должно вызывать сомнения, что в случае принятия обществом идеологии нравственности, они будут реализованы. Их практическое применение позволит достичь  полезных результатов при поиске выхода из различных конфликтов (в том числе и политических), будет способствовать созданию и законодательному закреплению процедур постоянной беспристрастной и справедливой оценки конфликтных ситуаций и поиска компромиссов. Внедрение таких процедур в практику политических противоборств будет способствовать смене «пещерной» политики на политику «уважительного диалога», продуктивной дискуссии, сделает, наконец, политику и политиков нравственными.

Из лидеров по части безнравственности, людей, которые не творят историю, а, скорее, вытворяют истории, политические деятели станут в глазах общественности не просто паразитирующими клоунами, решающими вопросы стоящих за ними экономических структур, но уважаемыми и авторитетными людьми, действующими на пользу общества.

Такой общественный стандарт как нравственность обеспечит человеку осознание того, что при стремлении к этому эталону его поймут в обществе, он будет востребован, «нужен» обществу.Ведь только человек, чувствующий свою общественную «нужность», чувствующий, что его понимают, осознающий то, что окружающие считают, что он есть именно то, чем он считает себя, может испытывать удовлетворение от жизни, быть счастливым.

Движение человека к общественному признанию, в том числе и во власть, должно обеспечиваться общественной оценкой степени соответствия его личностных качеств декларируемым нравственным идеалам.

Можно с уверенностью сказать, что сегодня Россия если и нуждается в инвестициях, то более всего - в инвестициях нравственных. Государство должно не только задавать «правила игры», но и создавать базовые инфраструктуры, без которых немыслим никакой бизнес, никакой «свободный рынок», и, пожалуй, основной из них, «надбазовой» инфраструктурой должно быть нравственное, духовное состояние общества.

Таким образом, возможен переход от материальной парадигмы развития цивилизации, суть которой составляет идеология «обогащения любой ценой», к духовной парадигме, построенной на идеологии нравственности.

С учетом предлагаемого нравственного путиобщественного развитияв структуре государственного управления России выделяются три основных блока: социального развития; экономики и промышленности; силовой блок. Два последних блока должны играть обеспечивающую роль по отношению к первому. Перегруппировка существующих министерств, федеральных служб и агентств не составляет серьезных проблем, являясь, по сути, технологической операцией. Предельно ясной становится и кадровая политика (отбор и воспитание людей с учетом нравственных критериев). Детальная разработка правовых, экономических и других механизмов функционирования государственного аппарата может быть выполнена после общественного обсуждения и одобрения предлагаемого подхода.

 Возможно, сегодня нравственный путь и есть тот «особый путь России»,о котором столько говорили начиная еще со второй половины позапрошлого столетия.

Энергия человеческих масс огромна и превосходит все известные человечеству виды энергии.

Гибкие стратегии нравственного инвестирования в человеческий капитал,  как высшую ценность,   дадут возможность эффективно управлять этой энергией. Изменив  цели управления, направляя основную энергию Человека не во «вне» - на изматывающий  и гибельный «передел материи», а во «внутрь», - на нравственное и интеллектуальное совершенствование, государство сможет решить практически все проблемы, стоящие перед цивилизацией. Концентрация энергии масс на познании мира, а не на его грубом приспособлении «под себя», разрушающем среду обитания и душу, позволит пролонгировать существование человека как вида в обозримое будущее.

Наверное, нет на Земле человека, который хотя бы иногда не размышлял о смысле своего существования. Можно даже сказать, что в жизни любого есть сверхцель - придать собственной жизни смысл.

Смысл не может быть дан, смысл должен быть найден.

В отличие от большинства ученых, утверждающих, что человек должен найти свой смысл сам, спонтанно и может найти или не найти его, мы говорим: «Дан путь, обозначена цель – стать нравственным – идите и на этом пути найдете свой смысл с необходимостью».

Только тот действительно осуществит себя, кто осуществит нравственный смысл во внешнем мире.

Они говорят: «нет универсального смысла жизни, а есть лишь уникальные смыслы индивидуальных ситуаций и судеб».

Мыговорим: «есть универсальная цель, абсолютный смысл, и на пути к этой цели человек должен, «осмысливая», обрести свой «уникальный» смысл.

Человек только тогда человек, когда его душа трудится во благо других людей.

 

P.S.

 

     Нельзя не поблагодарить некоторых политических деятелей. способствовавших появлению идеологии нравственности:

  • Большое  «историческое спасибо» Н.С. Хрущеву. Обозначив срок достижения цели «коммунистической утопии», он предопределил ее гибель.
  • М.С. Горбачеву- он практически «доломал здание светлого будущего».
  • Особо отметим Б.Н. Ельцина и его команду. Никто кроме них не смог бы так ярко, так убедительно и в такой короткий по историческим масштабам промежуток времени показать «дорогим россиянам» все плюсы и минусы либеральной демократии. И, хотя (хочется верить), делали они все «машинально» (как известный персонаж Ш.Балаганов у И.Ильфа и Е.Петрова), а не по злому умыслу, их «подвиг» нельзя недооценивать!

 

        Еще раз подчеркнем. Нравственность любого субъекта может быть совершенно объективно  оценена (насколько вообще можно говорить об объективности деятельности субъекта) в рамках «деятельностного» подхода, путем анализа компетентными людьми практической деятельности («судите не по словам,  по делам их»).        

         Применительно к конкретным персонам во власти нам еще предстоит с удивлением понять (перефразируя М. Булгакова) «как же он (П. Шариков) служил в очистке», а заодно прояснить – кем является и где «прописан» тот «Швондер», который их во власть рекомендовал.

         Сегодня любой, кто хоть чуть-чуть задумывался об «общественном благе», подспудно ощущает: люди, и бедные и богатые, устали от «властных бюрократических  извращений», вопиющей некомпетентности, безответственности и «нравственной разрухи».

         Теперь, дорогой читатель, когда речь идет о выживании страны,  Вам решать: нужна ли нам идеология - «идеология нравственности».

 

 

Вы здесь: На главную Идеология нравственности и конституция