Windows media crack
Reget keygen
Acronis disk director rus
Converter pdf crack
Origin rus
Disciples 3 crack

Font Size

Cpanel

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Латышев О.Ю., Ильин В.Н., Макарова Л.Н.

Мы склонны рассматривать туристско-краеведческую деятельность как совокупность воспитательных средств широкого спектра действия, действие чего направленно на формирование чёткой позиции юного гражданина, адекватной общественной ситуации. Этот вид деятельности в равной мере продуктивно реализуется как в цивилизованных и культурных условиях, так и в полном отрыве от благ цивилизации, вполне искупаемых чистотой и богатством природных условий.

Можно только приветствовать стремление сотрудников музеев, выставочных залов, библиотек, а также других учреждений культуры различных типов и видов нести приумножаемые ими культурные богатства учителям и учащимся учреждений общего среднего образования. В особенности, когда при этом решаются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения. При этом в ряде случаев их инициатива принимается с закономерной доброжелательностью и готовностью к взаимодействию, но так бывает не всегда. Причинами нестыковок учреждений различного ведомственного подчинения можно назвать не столько безынициативность некоторых руководителей (это меньшее из зол), сколько укоренившуюся в отечественной практике традицию межведомственной разобщённости. Тем более, что сама по себе тема патриотизма не приносит финансового обеспечения ни одному учреждению или организации, если не принимать во внимание ура-патриотически настроенные общественные объединения, находящиеся на грантовом обеспечении из достаточно сомнительных источников. Что же касается взвешенного подхода в последовательной пропаганде любви к Родине – как большой, так и малой, средствами туризма и краеведения, то экономические механизмы влияют на сближение учреждений различных профилей деятельности в последнюю очередь. И, как показывает практика, - чем более крупное и долговременное по своим перспективам начинание должно связать учреждения различных профилей, тем с большими сложностями сталкиваются при этом представители каждого из них. Например, центр патриотического воспитания работает в системе образования, а краеведческий музей, экспозиция которого нацелена на воспитание в подрастающем поколении чувства здорового патриотизма, - в системе учреждений культуры. Проблема межведомственного взаимодействия имеет тенденцию преобразования из бытовой в научную. А именно, формирование алгоритмов взаимодействия  учреждений, имеющих различную ведомственную подчинённость, позволяет перейти от бесконечных дискуссий о межведомственной разобщённости к реализации конкретных мер по повышению продуктивности совместной деятельности для всех её участников. Например, в области патриотического воспитания можно провести исследование силами обеих сторон, где каждый использует именно ему присущий инструментарий, а результаты носят взаимопроникающий характер. И по результатам этого исследования создать программу  совместных действий в направлении воспитания патриотизма. Помимо этого, научного осмысления требуют механизмы, ингибирующие реализацию уже отработанных алгоритмов взаимодействия учреждений различных вертикалей подчинения. В рамках научного подхода возможно определение путей преодоления действия найденных ингибиторов. И, наконец, выявление сополагаемых уставных целей и задач деятельности различных учреждений позволяет найти наибольшее количество точек соприкосновения между ними. Примером конструктивного взаимодействия может служить полная взаимной заинтересованности деятельность учреждений науки, культуры, образования и органов местного самоуправления в реализации Федерального эксперимента Российской Академии образования по теме «». Согласно сложившейся ранее традиции экспериментальная работа шла по линии учреждений, в уставах которых как приоритетный вид деятельности обозначена образовательная деятельность. В фокусе интереса нашего эксперимента это – школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детские дома, детские дома–школы и подобные им учреждения различных типов и видов. Однако на новой стадии экспериментального исследования нам представляется целесообразным включение в эксперимент и тех учреждений, которые могут существенно повысить эффективность нашей экспериментальной деятельности в целом. Поскольку в ряду средств социализации воспитанников интернатных учреждений важное место занимает туристско-краеведческая деятельность, это побудило нас обратиться к администрациям учреждений культуры, в рамках работы которых, среди прочего, возможна реализация программы нашего эксперимента. Значительную роль в патриотическом воспитании учащихся призваны сыграть не только те учреждения, которые непосредственно отвечают за данное направление работы. Даже при косвенном, практически мимолётном соприкосновении тем, поднимаемых в их работе, мы видим возможным  насытить результирующую экспериментальной деятельности итогами такого сотрудничества. В первую очередь, мы пригласили к совместной работе музеи, музеи-заповедники, выставочные залы, музеи-библиотеки и т.п. Наибольшее внимание мы обратили на краеведческие, художественные, литературные музеи, включая их филиалы, отражающие различные направления экспозиционного ряда. Например, Воронежский областной краеведческий музей, помимо основной экспозиции, предлагает акцентирование на патриотической тематике в своём филиале «Великая отечественная война 1941-1945 г.г.». И следует отметить, что интервьюирование заведующего отделом Е.С. Касьянова воспитанниками школы-интерната №1 для детей-сирот было наполнено высокой заинтересованностью со стороны юных журналистов. Каковыми и почувствовали себя воспитанники с подачи доброжелательного гида, в роли которого и счёл возможным выступить Евгений Семёнович.  Культурно-просветительская деятельность музеев, являющаяся для них уставной, тесно соприкасается с образовательной деятельностью интернатных учреждений. Их совместные программы, таким образом, соответственно, носят как культурно-просветительский, так и образовательный характер. В коллективах интернатов и музеев выделяются инициативные группы сотрудников, отвечающих за реализацию договоров о научно-педагогическом сотрудничестве и опытно-экспериментальной работе.

Причём и гражданско-патриотическая, и военно-патриотическая линия при осуществлении договорных работ принимаются во внимание в первую очередь. На первоначальном, ознакомительном этапе воспитанники интернатов и детских домов при поддержке их наставников, как уже приводился пример,  берут интервью у представителей музеев, ведут видеозапись, на основе которой впоследствии монтируются фильмы о музейных работниках. Ярким, запоминающимся и колоритным получилось интервью с вице-адмиралом в отставке Николаем Никифоровичем Титаренко. Со своими единомышленниками он организовал в Воронеже городской музей «Диорама». На его базе много лет проходят мероприятия патриотической направленности.

Всем воспитанникам, для которых интерес к этой теме оказался неоднократным, предлагается включаться в работу создаваемых при этом школ юного экскурсовода. Последние организуются совместными усилиями работников, как музеев, так и интернатов. Анализируя промежуточные итоги работы таких школ, сотрудники музеев и интернатов становятся соавторами научных трудов, публикуемых в научных, научно-методических журналах, а также в сборниках докладов международных и всероссийских научно-практических конференций.

Опубликованные работы проходят апробацию в государственных и частных научных учреждениях и организациях, используются при создании курсовых, дипломных работ, а также диссертационных исследований аспирантов и докторантов. При более глубокой заинтересованности в результатах совместного экспериментального исследования создаются дочерние экспериментальные площадки в учреждениях, находящихся как в других городах тех же регионов России, так и в других регионах. Как правило, эта работа организуется при поддержке со стороны органов местного самоуправления. Заинтересованность органов власти в создании на вверенной им территории экспериментальных площадок Федерального уровня позволяет представителям муниципальных властей получать определённые бонусы при составлении отчётов различной адресации, инициировать дополнительное субсидирование своей деятельности от вышестоящих инстанций. В этих условиях мэр районного центра, чьи образовательные учреждения вошли в Федеральный эксперимент, может зарекомендовать себя среди своих коллег значительно быстрее и лучше, с большей эффективностью, поощряя опытно-экспериментальную деятельность, нежели предпринимая многие другие усилия по различным направлениям муниципальной работы.

Это обусловлено не только широтой резонанса, которую традиционно  приобретают положительные результаты эксперимента, но и принципиально возрастающими возможностями аккредитации и аттестации образовательных учреждений на подведомственной мэрии территории, а также индивидуальной аттестации сотрудников этих учреждений на первую и высшую квалификационные категории. А это, при ближайшем рассмотрении, может существенно поднять образовательный рейтинг не только муниципального образования, но и региона, к которому оно относится, в целом.

Безусловно, экспериментальная деятельность требует включения широкого круга организаций и учреждений – как контрольных групп по горизонтали, так и иерархически взаимодействующих – по вертикали, и первоначальная работа по объединению может вызвать у муниципального руководства определённого напряжения. Однако единожды предпринятые органами местной власти усилия и ненавязчивый выборочный контроль над ходом могут дать намного больший результат для самих же управленцев, нежели бесконечная череда усилий по преодолению последствий неорганизованной (или дезорганизованной) деятельности совокупности учреждений, за которые представители власти несут ответственность. Здесь мы сознательно не называем ни самих органов государственной и муниципальной власти, ни их статусов.

Во-первых, в различных регионах страны одни и те же функциональные подразделения имеют различные названия. Во-вторых, среди наших научных работ есть и такие, которые сохраняют первоначальную актуальность и через полтора десятка лет. А за столь протяжённое время даже унифицированные названия могут измениться. И, наконец, уровень представительства власти в организации экспериментальной работы и вытекающего из этого межведомственного взаимодействия может быть различным.

И вытекать не столько из иерархического соответствия, сколько из инициативности конкретных представителей властных учреждений. Не составляет секрета, что функционер, имеющий влиятельные позиции на властном небосклоне, никому ничего не собирающийся доказывать, и никого убеждать в собственной властности, поскольку это всем в равной мере понятно, будет не столь инициативен, как полный амбиций его младший коллега, занимающий существенно меньший пост и стремящийся как можно скорее себя зарекомендовать.

Если это – начальник подразделения, отвечающего за работу учреждений культуры, то он мог бы активно содействовать объединению усилий музеев, библиотек, выставочных комплексов, в случае, что  контроль над таковыми  также входит в рамки его компетенции. И, в свою очередь, при согласовании с начальником подразделения, отвечающего за работу образовательных учреждений, интегрировать их комплексные действия в систему образования.

         Литература

1.     Байер Е.А., Петрова Е.В., Латышев О.Ю. Жизнестойкость детей-сирот как результат туристско-краеведческой деятельности детского дома  //  Материалы международной научно-практической конференции «Пути совершенствования туристско-краеведческой работы в учреждениях образования». – Переяславль-Хмельницкий, 2013

 

 

Сведения об авторах(для публикации в сборнике):
Макарова Людмила Николаевна, Россия, Воронеж, КОУ ВО «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», заместитель директора по учебной работе и информатизации. Член-корреспондент МАДЮТК.. 394000 г. Воронеж, 9 января, д. 274, кв. 174. 8-910-348-99-14 Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Латышев Олег Юрьевич, академик Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова, научный руководитель Федерального эксперимента Российской Академии образования, кандидат филологических наук, основатель и директор ТОП МОО АДЮТК «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко». www.my.mail.ru/list/papa888  8-919-246-87-58, 8-918-443-00-43, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

352520 Краснодарский край, Лабинский район, станица Вознесенская, ул. Пугачева, д. 15А. Латышевой Полине Александровне. (В связи с регулярными командировками есть высокий риск самостоятфельного неполучения сборника и возвращения его по почте отправителю).

Вы здесь: На главную Научные статьи ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ